НЕВЕРОЯТНЫЙ МИР |
150 |
СЕРГЕЙ
ЕСЕНИН: ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ Виталий
ДЬЯЧКОВ Полковник
юстиции в отставке «В ЭТОЙ ЖИЗНИ УМЕРЕТЬ НЕ
НОВО…» Самым
важным, главным обстоятельством,
подтверждающим в общественном мнении
факт суицида С. Есенина, послужило
стихотворение «До свиданья, друг мой,
до свиданья», написанное кровью и
переданное поэтом 27 декабря 1925 года в
присутствии супругов Устиновых Вольфу
Эрлиху. По словам Эрлиха, поэт
посетовал на отсутствие в номере
чернил и
сказал: —
Это тебе. Я еще тебе не писал ведь?
Правда, и ты мне тоже не писал! И
добавил: —
Останешься один, прочитаешь! Что
хотелось бы сказать по этому поводу? Письменного
посвящения на стихотворении не
было. Почему?! И
еще: чернила в номере… были! Да, были,
так как именно в этот день поэт написал
доверенность на имя В. Эрлиха на
получение денежного перевода из Москвы.
Это был гонорар за очередное издание.
Но произошла путаница: перевод был
выписан на самого Есенина, а адрес
указан В. Эрлиха. Далее.
При осмотре трупа поэта порез руки (чтобы
получить кровь для написания
стихотворения) не зафиксирован. Кроме
того листок со
стихотворением был вырван из блокнота,
но неизвестно — был ли этот текст в нем
последним, или были последующие записи
(то есть это могло быть написано ранее,
не 27 декабря). Полагаю,
что стихотворение не было обращено к
Вольфу Эрлиху, хотя он и был близким
другом поэта. А обращение «Друг мой!» —
достаточно распространенное в поэзии в
целом, и у С. Есенина, в частности. Иными
словами, это стихотворение не было
предсмертным! Кстати,
Александр Вертинский, человек очень
деликатный и высокообразованный,
написал свое «дополнение» к этому
стихотворению (и музыку), и исполнял его
в Берлине и Париже как «Письмо Есенина».Полагаю,
что он не решился бы на такое, если бы
был уверен, что поющиеся им строки —
последние, предсмертные. 28,
29 декабря 1925 года все центральные
газеты опубликовали
это стихотворение, переданное в прессу
В. Эрлихом. Так возник фальшивый штамп… ВОЗВРАЩЕНИЕ В
МОСКВУ 30
декабря в 14 часов траурный поезд с
телом поэта прибыл из Ленинграда в
Москву. Встретить его пришли десятки
тысяч людей. Процессия подошла к Дому
печати, где был вывешен огромный
транспарант, указывающий, что тело
великого русского поэта Сергея Есенина
находится здесь. Похороны,
состоявшиеся на следующий день на
Ваганьковском кладбище, прошли за
государственный счет. В
печати — центральной, республиканской
и местной — появилось множество
прощальных статей, в которых
оценивалась личность поэта и его место
в нашей и моровой поэзии. Приведу
несколько высказываний известных
людей. М.
Горький: «Какой чистый и какой русский
поэт!» Л.
Леонов: «Крупнейший из поэтов
современья». А.
Толстой: «Умер великий национальный
поэт… День смерти его должен быть
отмечен в литературе трауром». А.
Серафимович: «Кто такой был Есенин? С
огромной интуицией, с огромным
творчеством — единственный в нашей
стране поэт. Такой чудовищной
способности изображения тончайших
переживаний, самых нежнейших, самых
интимнейших — ни у кого из
современников… Ни у кого не спрашивал,
никому не подражал. За ним косолапо
тащились другие, бездарно и убого». Естественно,
было много официальных некрологов,
отмечавших заслуги С. Есенина в поэзии
только в превосходной степени. Но мало
кто знает (скрывали, замалчивали), что,
пожалуй, самый проникновенный и
душевный некролог принадлежал перу…
Льва Давидовича Троцкого. В
1926—1927 годах выходит громадное
количество книг, статей, сборников,
посвященных жизни и творчеству поэта, в
подавляющем большинстве —
положительного звучания. Однако
в бочке меда не обошлось и без ложки
дегтя. Появились клеветнические по
своей сути опусы
А. Крученых — футуриста-неудачника,
посредственного литературоведа и
журналиста, числившегося в «друзьях»
Есенина, статьи А. Безымянского (поэта,
«космомольца 20-х годов»),
и даже публикации Николая Бухарина, в
которых смерть поэта напрямую и
бездоказательно связывалась с его «упадническим»
творчеством и ставился вопрос о «борьбе
с есенинщиной». ВЕРСИИ
УБИЙСТВА По
официальной версии, не опровергнутой (официально
же) до сих пор, смерть поэта наступила «от
асфикции, произведенной сдавливанием
дыхательных путей через повешение». Но
надо помнить, что в следственной
практике есть немало случаев, когда «повешение»
является не результатом суицида, а лишь
его имитацией. Наличие
же различных и весьма серьезных
прижизненных телесных повреждений,
механизм которых не выяснен, дает
основание усомниться в
правдоподобности версии самоубийства
и выдвинуть версию (версии) об убийстве. В.
Кузнецов в книге «Тайна гибели Есенина»
(М., «Современник», 1998) якобы по
первоисточникам архивных фондов ФСБ и
МВД живописует просто-таки жуткую
картину. …Оказывается,
убийством поэта руководил… лично
Троцкий! А вот исполнителем был крупный
чиновник ОГПУ, профессиональный
разведчик и террорист, убийца
германского посла графа Мирбаха Яков
Блюмкин. Технически (по словам
Кузнецова) это выглядело так. По
проезду в Ленинград С. Есенин не успел
попасть в гостиницу, его перехватили на
вокзале, привезли в «аппартаменты»
ОГПУ, пытали там, жестоко избивали и уже
мертвого (или полуживого) привезли в
гостиницу, где и имитировали
самоубийство. К
сожалению, я не знаю, какими «документами»
пользовался автор это версии. Так, он
утверждает, что все друзья поэта,
приходившие к нему в гостиницу, были
агентами ОГПУ и давали ложные
показания. По
моим источникам, есть записка,
адресованная В. Эрлиху: Есенин с
вокзала приехал к нему, но не застал
дома, оставил вещи (три чемодана) и
просил привезти их ему в гостиницу, что
и было сделано. Также Есенин написал 26
декабря доверенность на получение
денег на имя Эрлиха и т. д. В
декабре 1925 года Лев Троцкий был смещен
со всех постов и занимал маленькую
должность в Совете труда и обороны и на
роль организатора убийства уже просто
не годился. К тому же, как уже
отмечалось, он уважительно относился к
Есенину, любил его творчество. Что
же касается исполнителя, то у него,
говоря языком следствия, «железное»
алиби. Объясню почему. В декабре 1925 года
Яков Блюмкин, выдающийся разведчик и
провокатор, занимавший один из высоких
постов в иерархии ОГПУ, под видом
странствующего монаха, где-то на пути
между Непалом и Бутаном был внедрен в
трансгималайскую экспедицию Н. Рериха (по
согласованию с последним). В задачу
этой экспедиции официально входило
подтверждение существования
легендарной Шамбалы, а побочно — сбор
сведений, позволивших нейтрализовать
влияние англичан в этой части Азии. Кроме
того, Яков Блюмкин был близким другом
Есенина. Будучи младше поэта на пять
лет, он видел в нем старшего брата,
очень любил его стихи, выводил из
запоев, спасал от преследования за
пьяные скандалы, вместе с поэтом
частенько посещал модное кафе «Стойло
пегаса», одним из учредителей которого
был С. Есенин, и другие злачные места.
Ну,
и самое главное. в
этой версии нет ответов на вопросы:
«Зачем? С какой целью?» Несколько
лет назад стала муссироваться еще она
версия, почерпнутая из воспоминаний
журналиста и писателя А. Тарасова-Радионова,
совершенно неправдоподобная по своей
сути. По
его утверждению, С. Есенин сообщил ему,
что в надежном месте у него (Есенина)
хранится телеграмма Л. Каменева от
февраля 1917 года, адресованная
императору Николаю II, в которой Каменев
благодарит монарха за отречение от
престола и называет его великим
гражданином. О
такой телеграмме, очевидно, знали «компетентные
органы», о ней упоминал и Сталин на
одном из пленумов ЦК партии,
подвергнувший
Л. Каменева уничтожающей критике
как оппозиционера (декабрь 1924 года). Отсюда
вывод: это Каменев организовал
убийство поэта с целью отыскания и
изъятия компрометирующей
телеграммы, направив из Москвы в
Ленинград своих людей. Допускалось, что
убийство как таковое не планировалось,
но произошло спонтанно, при оказании
Есениным сопротивления. Контрдоводы.
Первый. Зачем Есенину такая телеграмма?
Второй. Что, человек обычно носит такой
компромат в кармане, везде и всюду
берет с собой? Третий.
Подлинник любой телеграммы после
отправления должен был храниться
в архиве учреждения связи. Как мог
поэт его заполучить? К тому
же, у него не было не только друзей,
но даже знакомых среди почтовых
работников. Четвертый. Сама телеграмма
— не ахти какой грех для Каменева,
официально объявленного к тому времени
одним из вождей оппозиции, в связи с чем
его звезда уже закатывалась. Вместе с Л.
Троцким, Г. Зиновьевым и другими
соратниками он смиренно дожидался
своей участи и уже просто не мог никому
давать столь опасных, столь тайных и
столь «деликатных» поручений. И
еще. Сергей Есенин не был шантажистом.
Так что какое-либо использование
телеграммы (даже если бы она у него
каким-то чудом и была) противоречило
его моральным и этическим нормам.
МОЯ ВЕРСИЯ Выдвижение
следственных версий по уголовным делам
— прерогатива предварительного
следствия (чем я, собственно, и
занимался в течение 36 лет службы). И,
конечно, необходимо их развитие и
обоснование. Моя
версия смерти Есенина основана на
имеющихся доказательствах, она вполне
вписывается в ситуацию и объясняет,
казалось, необъяснимое. …Итак,
в психиатрической больнице С. Есенин
должен был пройти двухмесячный курс
лечения. Проводить в это время
следственные действия было нельзя,
поэтому в милиции ожидали его выписки.
Когда пришло время, навели справки:
оказалось, что поэт уже давно выписался.
Более того, уехал из Москвы в Ленинград. Дело
не двигается, лежит без реализации
ордер суда на арест… Разгневанный
начальник вызывает к себе двух-трех
оперов (тогда — агентов уголовного
розыска) и дает им поручение: «Беглого
гражданина Есенина сыскать и привезти
в Москву для ареста и окончания
уголовного дела». Командированные
приехали в Ленинград. Сами или с
помощью местных коллег нашли поэта (в
гостинице они могли не говорить портье,
куда и к кому идут), предъявили ордер на
арест, велели срочно собираться «в
дорогу». Убить
у них и в мыслях не было, но… поэт
оказал энергичное сопротивление. Обозленные
и раздосадованные (возможно, выпившие),
агенты переусердствовали. А когда
увидели, что С. Есенин уже не дышит,
решили, чтобы замести следы,
инсценировать самоубийство. Вернулись
в Москву, доложили начальству, что
опоздали (не исключаю, что от подобной
поездки мог остаться след в уголовном
деле: рапорты, справки и пр.). Кстати,
в тот последний день, проводив друзей и
оставшись один, Есенин около 22 часов
подходил к дежурному по этажу и просил
никого к нему не пускать: интуитивно он
кого-то ждал и боялся… «ОТМЩЕНЬЯ, ГОСУДАРЬ,
ОТМЩЕНЬЯ!» Помните,
дорогие читатели, эпиграф к
знаменитому стихотворению М. Ю.
Лермонтова «Смерть Поэта»? Отмщенья,
государь, отмщенья! Паду
к ногам твоим: Будь
справедлив и накажи убийцу, Чтоб
казнь его в позднейшие века Твой
правый суд потомству возвестила, Чтоб
видели злодеи в ней
пример. Трезво
оценивая ситуацию, следует признать,
что судить уже давно некого — со
времени злодейского убийства прошло
более восьмидесяти лет. Но установить
истину, хотя бы относительную — наш
долг. Что
для этого, на мой взгляд, надо? Прежде
всего — возбудить уголовное дело.
Внимательно отработать все имеющиеся
доказательства, устранить
противоречия в фактических материалах,
провести медицинскую экспертизу
телесных повреждений и механизмов
их причинения, особое внимание при этом
обратить на частично вытекший глаз
и вмятину в районе надбровья. Добиться
согласия сына и других родственников
Есенина на эксгумацию и установление
наличия (отсутствия) перелома костей
черепа (то есть повреждений, повлекших
смерть). Надо
буквально перетряхнуть все секретные
архивы ОГПУ, НКВД, МВД, КГБ, ФСБ: нет ли
там дел оперативного учета на С. А.
Есенина. Установить направленность
информации в них, объем, характер
даваемых при разработке заданий и пр. Не
исключаю, что могут появиться и новые
версии, и новые доказательства.
Необходимо приложить все возможные
усилия, чтобы узнать правду — как погиб
великий русский поэт… Кострома
Editor-in-chief Dr Alexander
Bogdanchikov. The Incredible World international
magazine Co.Ltd. |