НЕВЕРОЯТНЫЙ МИР |
142 |
|
НА
ЗАДВОРКАХ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Владимир
МАСЛЕННИКОВ Кандидат
экономических наук Мы
— люди, и наш удел — познавать иные
миры и вторгаться в них. Бернард
Шоу Cовременная
цивилизация чрезвычайно пестра по
своей структуре и содержанию. Она
включает в себя как развитые страны, (государства),
так и развивающиеся, и слаборазвитые.
В то же время внутри этих образований
существуют страны крайне
неоднородные по уровню развития,
научно-техническому и
экономическому прогрессу и т. д. Разумеется,
не существует объективного критерия
и такой же нормативной оценки
развития той или иной страны,
включенной в какую-либо группу.
Поэтому таковые оценки часто
умозрительны. Казалось
бы, мировое сообщество должно быть за-интересовано
в подтягивании развивающихся стран к
развитым, а слаборазвитых — хотя бы к
развивающимся. Но такой
заинтересованности не отмечается.
Подтягивания не происходит по ряду
причин: из-за жесточайшей
экономической конкуренции в мире, из-за
некоторых составляющих проводимой
глобализации и т. д. За
последние десятилетия только Южная
Корея, Тайвань и Малайзия были
удостоены чести быть включенными в
группу развитых стран. Своими
успехами эти страны обязаны разумной
политике своих правительств.
Разрабатывая экономическую
стратегию, эти государства влияли на
направление инвестиций (с
обязательным выбором приоритетов),
отстаивали, по мере возможности,
самостоятельность в проведении
валютно-финансовой и экономической
политике. Но
в данной статье нас интересует
совершенно другой аспект. Дело в том,
что наряду с перечисленными выше
человеческими образованиями, на
нашей планете в разных удаленных ее
уголках существуют племена, ведущие
примитивную хозяйственную
деятельность. В
Папуа Новой Гвинее, в джунглях
Индонезии, на островах Тихого океана
и в других регионах эти племена
занимаются охотой и примитивным
собирательством плодов и злаков,
иногда приручают диких зверей,
используя в своем хозяйстве каменные
топоры и ножи. В
чем же здесь дело? Ведь дика-ри имеют
аналогичное ци-вилизованным людям
строение мозга, тела и т. п. Но
мировоззрение дикарей и их
восприятие окружающего мира
совершенно иное, чем у
цивилизованного человека. Откуда
такая разница между ними и нами? Попытаемся
выявить и объяснить причины
сложившегося положения дикарей в
современном мире. Как
отмечают историки, стартовав вместе,
различные народы двинулись по пути
своего развития с
разной скоростью и в разных
направлениях. Одни народы так и «застыли»
в стартовом состоянии, другие народы
создавали высокоразвитые
цивилизации и огромные империи.
Некоторые из последних, тем не менее,
были разрушены варварами, некоторые
забыты историей. Сравним
развитие папуасов, которые прибыли в
Новую Гвинею с берегов Юго-Восточной
Азии почти 30 тысяч лет тому назад, с
развитием цивилизации Древнего
Египта. Папуасы практически ничего
не достигли, а древнеегипетская
цивилизация, возникшая примерно за
10 — 6 тысяч лет до н. э.,
достигла величайших вершин в
науке, технике и культуре.
Естественно, сравнение
далеко не в пользу папуасов. Существование
в наше время диких племен можно
объяснить следующими причинами: их
изолированностью, оторванностью от
других народов мира, отдаленностью
от очагов настоящей цивилизации, а
также колонизацией, наличием богатой
растительности и природных ресурсов. Наличие
богатой растительности в местах
проживания дикарей позволяло им на
протяжении тысячелетий ничего не
делать и пользоваться дарами природы
без малейших усилий. Особенно это
относится к племенам, живущим в
жарком поясе. Это порождает
элементарную лень. Ленность
как черту характера можно отметить и
у некоторых слаборазвитых народов
современной Африки. Имея возможность
собирать два-три урожая
сельскохозяйственных продуктов в
год, они, тем не менее, ограничиваются
сбором только одного урожая. К
причинам наличия диких племен на
нашей современной планете можно
отнести психологические особенности
дикарей, в том числе их мистическое
отношение к окружающему миру. И
все-таки главная причина несмешения,
невосприятия отстав-шими передового
человеческого опыта — отсутствие у
дикарей коллективного разума, хотя и
живут они коллективами-племенами. Ф.
Энгельс писал: «При помощи одной
только руки люди никогда не создали
бы паровой машины, если бы вместе и
наряду с рукой и отчасти благодаря ей
не развился соответственным образом
мозг человека». В
общем верно сказано, но этого далеко
недостаточно. Предполагаемый
Энгельсом изобретатель паровой
машины создавал ее не на пустом месте.
Предшествующие поколения изобрели
огонь. Другие изобрели колесо.
Последующие поколения открыли
железо и способы его выплавления и т.
д. Словом,
все перечисленные изобретатели
каждый раз «стояли на плечах»
предшествующих поколений.
Осуществлялось это за счет
коллективного разума, а не за счет
феноменальных способностей какого-то
одного субъекта. Казалось
бы, главенствующим фактором,
служащим выводу диких племен из
каменного века, могло бы стать
использование ими влияния внешней
среды. То есть использование чужого
опыта, знаний более цивилизованных
людей, применение хотя бы
элементарной, уже кем-то созданной
техники, словом, более совершенных
орудий труда и средств производства. Но
это далеко не всегда так. Из
сравнительно недавней нашей истории
мы знаем, что великий русский
путешественник Н. Миклухо-Маклай
прибыл на берег Папуа Новой Гвинеи в
80-х годах XIX века и прожил с папуасами
более года. За это время он успел
сделать многое: снабдил папуасов
железными орудиями труда, посадил
семена разных
полезных растений и вывел тыкву, бобы,
кукурузу. Многие
папуасы сами приходили на его огород
за семенами. И
что же мы видим спустя примерно сто
лет, когда в 1975 году к тому берегу
причалило советское
исследовательское судно? Так
вот, те папуасы, которым Миклухо-Маклай
передал знания и опыт своей
цивилизации, остались на прежнем
уровне развития, как только он их
покинул. Мало
того, совсем рядом
с ними в горных районах
продолжали жить такие же папуасы, но
уже в каменном веке. То есть «наши»
папуасы не только сами не
продвинулись в своем дальнейшем
развитии, но не попытались
поделиться имеющимся опытом и
знаниями со своими сородичами. Другой
пример, на сей раз из древнейшей
истории. Культура Чатал-Хююка
развилась более
9 тысяч лет тому назад в столице
Древней Анатолии. Между тем
буквально в нескольких сотнях
километров от Анатолии обитали дикие
племена пещерных людей, не
поднявшиеся выше охоты и
примитивного собирательства. Опять
мы видим, что передачи
знаний и опыта народом Анатолии и
принятия, усвоения всего этого
пещерными людьми не произошло. Наряду
с таким отказом воспринимать чужой
опыт есть и иные примеры. Безусловно,
заимствование знаний и опыта извне
способствовало скорейшему развитию
всех народов, в том числе отсталых и
диких племен. На
всех континентах, у многих народов
Земли существует огромное
количество преданий и легенд о том,
что их в разное время посещали «боги».
Они, в основном, спускались с неба на
колесницах, на железных птицах и т. п.
Эти якобы боги, прожив какое-то
время среди аборигенов, обучали их
различным полезным навыкам и, можно
сказать, передовым технологиям по
производству орудий труда и многого
другого, давали разносторонние
знания. Так,
в XXVI веке до нашей эры
в районе реки Хуанхэ (Северный
Китай), как сообщают древнекитайские
летописи, с неба в «белом
бронированном яйце» спустился
могущественный Хуан-Ди вместе со
своими помощниками. Став императором,
Хуан-Ди научил людей копать колодцы,
лечиться иглоукалыванием, делать
географические карты, лодки и
музыкальные инструменты. Здесь
многое вызывает недоумение. Во-первых,
откуда древние китайцы знали о
существовании брони?
Во-вторых, наверное, смешно
считать, что «боги» прилетали только
для того, чтобы научить людей рыть
колодцы и извлекать из определенным
образом сделанных предметов
красивые звуки. В-третьих,
все существующие мифы и легенды
условно можно разделить на сказания,
посвященные «богам», прибывшим с
неба, и «богам», прибывшим с других
земных материков или территорий.
Например, американские индейцы
поначалу принимали испанцев,
особенно если те были на лошадях, за «богов»,
ведь индейцы не знали лошадей. Под
«богами», упоминающимися в мифах и
легендах, многие современные
исследователи, изучающие эти явления,
предполагают пришельцев из других
миров (планет, звездных систем). Появление
таких «богов» тоже вызывает ряд
вопросов. Если
на самом деле нашу планету посещали
инопланетяне, то куда они потом
делись? Почему очевидцы фиксировали
только прибытие «богов», но никто не
видел, когда и куда они отбыли
обратно? И еще. Неужели им
неинтересно, как развивались земляне
после их отлета? Приверженцы
версии о посеще-нии Земли
инопланетянами искрен-не считают,
что все значительные открытия в
науке, технике, географии были
сделаны землянами под их влиянием. Но
на самом деле все открытия
происходили в разных странах по-своему
и разновременно. И делали их только
земляне. Если
бы при этом использовался опыт
инопланетян, все народы стали бы
развиваться одновременно или, по
крайней мере, синхронно в одном
направлении. Но этого не произошло.
Разные народы, приходя к одним и тем
же открытиям, выводам, использовали
различные методы и понятийные
аппараты. По
мнению Макса Вебера, причины того,
что европейская культура приобрела
универсальное значение, заключается
в том, что ей была присуща такая
внутренняя тенденция, как
рационалистический подход. Точнее,
рационалистическое толкование
важнейших проблем науки, права,
искусства и экономики. Эмпирические
знания, раз-мышления о проблемах
бытия, глубокая технологическая
мудрость жизни, наблюдения
поразительной тонкости — все это
существовало в Индии, Китае, Вавилоне
и Египте. Однако
ни одна восточная культура не
знала математического
обоснования астрономии, которое дали
лишь эллины. Естественным наукам
Индии был присущ высокий уровень
эмпирического знания, но
им не был известен рациональный
эксперимент, который свое полное
развитие получил в эпоху позднего
Возрождения. В
достигшей значительных высот по
своему эмпирическому уровню и
техническим методам восточной
медицине нет научно-рационалистической
биохи-мической основы. Ни одна
культура кроме западной не знает
рациональной химии. В
высокоразвитой китайской
историографии отсутствует
прагматизм, укоренившийся в Европе
со времен Фукидида. В восточных
учениях о государстве нет ни
систематики, подобной аристотелевой,
ни рационального понятия вообще. Не
сложилась на Востоке и рациональная
система права, и формы юридического
мышления, присущие Римскому праву. На
основе же Римского сфор-мировалось
западное право. Исходя
из сказанного, получается, что не
было ни в науке, ни в общественной
жизни подсказок извне (от
инопланетян). Человечество
самостоятельно шло своим путем в
разрешении своих земных проблем. Не
было никаких прилетов на нашу
планету каких-либо «богов», по
крайней мере, за время существования
современной цивилизации. А
что касается различного рода
памятников и загадок, якобы
оставленных пришельцами на Земле, то
они могли быть оставлены и
предшествующей цивилизацией (цивилизациями).
Ведь есть немало гипотез о якобы
имеющихся у наших предшественников
пара-нормальных способностях, в том
числе — о наличии у них «третьего
глаза». Кроме
того, к созданию выше-упомянутых
памятников могли приложить руку и
представители иных земных миров.
Имеющиеся гипотезы о существовании
параллельных миров можно дополнить
следующим примером. Это
любопытное явление описано в печати,
но до сих пор его никто не может
объяснить. Оно отмечено у членов
племени оолуг, обитающего в джунглях
Новой Гвинеи. Британский
антрополог
Д. Вескотт, который провел около
трех лет среди людей этого племени,
утверждает, что неоднократно
наблюдал, как оолуги замирают на
месте, их глаза стекленеют и они
впадают в транс. «По
словам этих людей, в такие минуты они
переносятся в страну теней, где царит
вечная тьма и обитают монстры, —
пишет Вескотт,
— хотя эта страна похожа на Землю, в
ней действуют иные физические законы.
Например, люди там могут
подпрыгивать на 50 футов в
высоту. Вдобавок в том мире
обитают другие животные — крылатые
гориллы и гигантские муравьи
размером с собаку». И
самим оолугам «там» приходится вести
иной образ жизни, постоянно
обороняться или совершать набеги на
поселения своих врагов, напоминающих,
судя по описанию, неандертальцев. Вескотт
утверждает, что не раз видел, как
совершенно здоровые молодые люди,
пребывая в трансе, вдруг падают
замертво. Их соплеменники пояснили,
что они убиты в другом мире во время
схватки с врагами. Осмотрев тела
таких оолугов, доктор обнаружил на
них неизвестно откуда взявшиеся раны. Дважды
ученый был свидетелем того, как у
очнувшихся, вышедших из транса
оолугов в руках появлялись странные
предметы — ножи с вправленными в
рукоятку кристаллами фиолетового
цвета. Таких, по его мнению, не
существует на Земле. Если
все это правда, получается, что
некоторые обитатели нашей планеты
могут не только ускорять (замедлять)
ход времени, но и совершать
перемещения в пространстве (пространствах).
Но тогда эта теория не выдерживает
никакой критики. В
заключение хотелось бы остановиться
на существовании так называемой души.
На ее переселении и предполагаемом
влиянии на формирование и развитие
каждого человека, его
интеллектуальных и иных способ-ностей,
и всего человечества в целом. В
последние годы этим вопросам
посвящено много литературы. В том
числе большое количество книг
тибетского ламы Лобсанга Рампы,
довольно увлекательно написан-ных.
Вот мы и попытаемся разобраться, где
здесь правда, а где вымысел. Само
существование души сегодня уже почти
не подвергается сомнению. Также
считается доказанным, что душа
покидает бренное тело человека с его
смертью и устремляется в «небеса» (по
Рампе — в «астральный мир»). А дальше,
в небесах или астральном мире,
начинаются чудеса. В
астральном мире существа (их души)
продолжают свою жизнь, но уже с
определенной корректировкой, готовя
себя к добровольному возвращению на
Землю с целью завершения своих
земных дел. Здесь
так и хочется съязвить: какие такие
прежние неоконченные земные дела?
Никакого внятного объяснения нет.
Каждый человек, завершивший свой
жизненный путь, завершает и свои
земные дела. Что-то мы не видим, чтобы
душа любимого народом Василия
Макаровича Шукшина вернулась на
Землю и завершила его незаконченную
повесть «А поутру они проснулись». Проведя
какое-то время в астральном мире,
существа, готовя себя к возвращению
на Землю, чтобы якобы дать жизнь
вновь рождаемому человеку,
осуществляют это не хаотично, а по
определенному плану. При этом
совершенно четко учитывается, в
какую семью попадет то или иное
существо — в богатую или бедную,
владеющую определенной профессией и
т. д. Уже
на этой стадии возникает неувязка.
Вселившись во вновь рождаемого
человека, душа планировала и
надеялась на одно, а наша жизнь, хотя
и коротка, но чрезвычайно
разнообразна и переменчива. Душа
надеялась всю жизнь прожить в
богатой семье, но эта семья через
некоторое время разоряется, что
бывает сплошь и рядом. Как тогда быть?
Кроме
того, наше общество включает в себя
часть семей преступников, убийц и т. п.
Что же получается? Исходя из
вышесказанного, в членов этих семей в
свое время тоже добровольно
вселились души. Неужели в астральном
мире заранее подбирались желающие
для такого вселения? Вряд ли. Сегодня
на нашей планете численность ее
человеческого населения превышает 6
миллиардов. Она все время растет. При
этом в целом на Земле соблюдается
положительный баланс, то есть число
родившихся превышает число умерших.
Вопрос: где набрать недостающие,
дополнительные души, чтобы
преодолеть их дефицит
и обеспечить их потребность для
вновь рождаемых землян? И
еще. Когда умирает папуас, и его душа
тоже попадает в астральный мир. А там,
как известно, все равны (по расовому и
национальному признаку в том числе).
Так неужели там, «наверху», ему не
могут «вправить мозги», чтобы,
возвратившись за Землю, он провел бы
определенную работу по
перевоспитанию своих соплеменников
для развития всего племени? Почему-то
этого не происходит. Работающими
над этой тематикой авторами
предполагается, что возвращаемые на
Землю души обременены какой-то
памятью, прошлыми знаниями и опытом.
Но тогда маленький
человечек, вступая в мир, уже как-то
должен быть подготовлен к жизни с
доставшейся ему в наследство памятью,
знаниями и опытом. Но в жизни мы видим
совершенно иную картину. Все
мы начинаем свой путь с «чистого
листа». Свои знания и опыт
приобретаем только в собственной
дальнейшей жизни, основываясь на
знаниях и опыте, которые выработали
предшествующие, совершенно другие
поколения. Как
было бы замечательно, если бы вновь
рождаемый человек уже при появлении
на свет обладал бы положительным
багажом, определенными навыками.
Налицо был бы очевидный прогресс.
Человечество совершенствовалось бы
стремительно, от поколения к
поколению.
А
так мы веками и тысячелетиями
топчемся на месте, вдобавок часто
повторяя собственные
ошибки. За
примером далеко ходить не надо. Как,
начиная с первобытного общества,
войны были «любимым»
занятием человечества, так до сих пор
и продолжается. Более того, это
увлечение не только не иссякает, но
возрастает. Таким
образом, признавая существование
души и ее реинкарнацию, с грустью
отмечаем, что душа, вселяющаяся в
нового человека, никакого влияния на
его развитие и формирование не
оказывает. Как
бы учет предшествующего опыта
пригодился в эволюции человека! Увы!
На нашей планете как были дикие и
отсталые племена, так они и будут
существовать еще века. Что
касается множества проблем,
связанных с суще-ствованием души,
разрешить их все пока довольно
трудно. В
заключение хотелось бы напомнить
старую истину: человек должен
надеяться только на себя. И не ждать
от разного
рода пришельцев, иномирян и Бога
помощи в решении своих проблем. Что
касается судеб племен дикарей и
вывода их из каменного века, то
представляется, что мировое
сообщество должно разработать в
рамках эко-номической глобализации
меры по выводу этих племен хотя бы на
уровень занятий земледелием. Переход
к земледелию в свое время открыл для
древнего человека огромные
возможности. Надо воспользоваться
этим примером. Разумеется, при этом
необходимо сохранить культуру и
обычаи этих племен. Москва ОТ
РЕДАКЦИИ Уважаемые
друзья! Уверены, эта публикация
вызовет полемику. «Вторгаться в иные
миры»… Как вторгаться? Со своим
уставом — в чужой монастырь? Если «любимое»
занятие нашей «высокоразвитой»
цивилизации — воевать, не рано ли нам
учить других? Если «дикарям» хватает
того, что дает им природа, не стоит ли
поучиться у них скромности запросов
и умеренности потребления? Далее
— слово вам, читатели.
Editor-in-chief Dr Alexander
Bogdanchikov. The Incredible World international
magazine Co.Ltd. |