|
|
КИНО И ЖИЗНЬ, МИСТИКА И РЕАЛЬНОСТЬ Кинорежиссер
Андрей БЕНКЕНДОРФ: «КИНО
О НЕВЕРОЯТНОМ? СНЯЛ
БЫ С УДОВОЛЬСТВИЕМ!» Высокий
худощавый человек с мягкими и несо-временными,
несколько нездешними, как у Дон-Кихота,
манерами пристально смотрит на
предметы, лежащие на столе. И вдруг
сигарета начинает двигаться к краю
столешницы. Она послушно ползет
туда, куда устремляется взгляд его
карих глаз. Вспомнился «Сталкер»
Тарковского… Нет,
Андрей Александрович Бенкендорф
не прообраз героев этого
режиссера. Он сам — известный
режиссер, снял такие картины, как «Несколько
любовных историй», «Снайпер», «Работа
над ошибками», «Балаган», «Европейский
конвой», 19 серий «Бандитского
Петербурга» и другие. Фамилия
эта вам наверняка известна не
только как кинематографическая, но
и из учебников истории и литературы.
Помните первого читателя и цензора
Пушкина? Андрей
Александрович говорит, что у него
нет никаких сведений, которые
говорили бы о родстве, никакой
семейной памяти, — ни преданий, ни
материальных свидетельств. Но
фамилия-то не
Иванов, так что вряд ли однофамилец.
Потомок. А что деды и прадеды не все
внукам и правнукам рассказывали,
понять можно: было в нашей стране
такое время, когда и в седьмом
колене можно было пострадать за
отношения далекого предка с
литературой. Александр
БОГДАНЧИКОВ Кор.
Андрей Александрович, то, что
пассами двигаете предметы,—
фокус или телекинез? Как вы это
объясняете? А.А.
Точно объяснить не могу. Может, и
телекинез. А может, и нет. В человеке
много статического электричества.
Возможно, этот заряд и двигает
предметы. Мой сын Егор, например,
спокойно двигает взглядом граненый
карандаш. Кор.
Что еще невероятного вы можете? А.А.
Снимаю руками головную боль, иногда
— зубную. Как-то мне показали, как
гадать на кофейной гуще. Однажды на
семинаре в Репине я это умение
продемонстрировал. Мы с другом
частенько наведывались в бар. Там
была очень симпатичная, но какая-то
грустная, мрачная, напряженная
барменша. Я ей и погадал. Все верно
сказал. И причину ее беспокойства
назвал. И успокоил, что сегодня
вечером причина эта исчезнет, все
будет в порядке. На
следующий вечер у бара меня ждали
двадцать девушек с чашечками с
кофейной гущей… Кор.
Вы понимаете природу той силы,
того дара, которым владеете? А.А.
У меня был друг, вот он понимал такие
вещи. Он
серьезно занимался йогой, обладал
действительно чем-то таким… Он
говорил, что у меня есть некая
энергия. Но я не знаю, что это. Про
это вообще мало кто все, абсолютно
все знает, как мне кажется. Кор.
Как вышло, что вы выбрали
профессию режиссера? Вы всегда
знали, кем будете, с детства? А.А.
С детства. Мы с детства дружим с
Владимиром Владимировичем Бортко (режиссер
«Собачьего сердца», первой части «Бандитского
Петербурга», «Идиота» и других
фильмов. — Ред.). Вместе мы
мечтали быть артистами, философами,
писателями, поэтами, — словом,
творческими людьми. Но режиссура —
моя идея. Однажды, классе в восьмом,
я прибежал к нему и говорю: давай
будет режиссерами, это все наши
творческие устремления объединяет.
Там можно и то, и это… Володя
говорит: «Точно! Давай будем!» И мы
стали. Кор.
Но я знаю, что несколько раньше у
вас были другие мечты, был даже
побег из родного Киева. Куда и зачем? А.А.
Было дело. Наверное, в третьем
классе. Мы с Володей начитались
Диккенса, Джека Лондона и решили
поехать куда-то далеко, подальше от
обыденности, в сказочную страну
сильных людей, путешествий
и приключений. Сбежали из дома и
поехали. С поезда нас, правда,
сняли. Два месяца мы находились
в детской тюрьме. Потом нас
доставили по домам. Кор.
Теперь, когда вы давно в своей
профессии, можете сказать, чего в
ней больше — ремесла или творчества? А.А.
Здесь есть все. Талант, дар — это
прекрасно, это нужно. Но, к сожалению,
кино — это производство, а
производство — это деньги. И надо
соответствовать. «Чистых»
режиссеров мало. В основном это
нечто среднее между массовиком-затейником
и режиссером. Кстати,
ремесло — это совсем не плохо.
Ремесло — это профессия. И если
человек хорошо знает свою профессию,
это прекрасно. Кор.
Но ведь режиссер — это творец,
создатель некой иной реальности.
Это само по себе уже метафизика. Что
предшествует акту творения,
сопровождает его? Неужели при этом
не происходит ничего невероятного? А.А.
Я стараюсь быть творцом, но
получается не всегда. И без мистики
не обходится. Например, есть один
сон, который мне снится каждый раз
перед актом творения, как вы
говорите, то есть перед каждым новым
фильмом. Сюжет его ничего общего с
кинематографом не имеет. Но снится
он непременно. И непременно один и
тот же. Может быть, я сам его вызываю,
не знаю. Сейчас, кстати, я его снова
жду. Что-то он никак не снится,
опаздывает… Кор.
А как вы относитесь к остальным
снам? Верите, что бывают вещие, что
сны помогают
узнать будущее? А.А.
Вещие сны не обязательно сбываются,
но говорят они о многом. Ну и есть
вещи общеизвестные: приснилось
сырое мясо — заболел. Если снится
лошадь — обязательно тебя обманут,
надуют. Проверено горьким опытом. Кор.
Во что вы верите? В приметы? В
судьбу? А.А.
Знаете, есть такой феномен. Когда
солдат идет в атаку, он верит во все.
Если бой закончился благополучно,
вера куда-то уходит, ослабевает. Перед
началом работы над фильмом у
кинематографистов есть такая
примета: режиссер должен разбить
тарелку. Это всеми, во что бы они ни
верили, выполняется безусловно, это
священная традиция. Я не знаю
человека, который это бы
проигнорировал.
А
судьба… Верю, что пока меня Господь
бережет. Дай Бог, чтобы и дальше так
было. Вот, к примеру, такая история.
Подарил мне как-то друг-югослав
пьезозажигалку. Это было во времена
дефицита, отличная была вещь,
удобная: на любом ветру зажигается и
не гаснет. Иду как-то в Киеве по
площади Толстого. Прикуриваю —
пламени нет. Я раз чиркаю, второй,
третий. Наконец даже остановился: да
что же это такое, быть этого не может!
И тут прямо передо мной откуда-то с
крыши падает огромная глыба льда.
Если бы из-за зажигалки я не
остановился, она должна была упасть
именно на меня. Когда опасность
миновала, зажигалка
заработала. Кор.
Кино так часто сравнивают с магией,
что это стало банальностью. Но ведь
на самом деле созданная иная
реальность, неживое изображение,
абстрактные образы героев самым
магическим образом потом
трансформируются во что-то такое,
что влияет на нашу реальность,
становится ее частью. В этом есть
что-то магическое. А.А.
Когда (первый раз в жизни) я снял
фильм по собственному сценарию,
какое-то время был очень горд: как же
— не было ничего, и вдруг — все, и я
— автор всего этого. Но потом
успокоился. Общеизвестно,
что слово обладает некой силой. И
художественный образ — тоже. Самый
простой пример влияния на
действительность — подражание.
Реальные люди, подражая
искусственно созданному образу,
копируя черты характера, даже
походку и привычки киногероя,
способствуют тому, что в реальности
появляется такой человек, такие
люди. Получается, ничего не было, и
вот — образ материализовался. Кор.
А
как быть с ответственностью
режиссера, по воле которого артист
перевоплощается? Не сродни ли эта
ответственность ответственности
настоящего Творца? Ведь что такое
перево-площение? По сути, в свою
вплоть актер по замыслу режиссера
впускает некую искусственно
созданную душу. А если она там «застрянет»?
Согласитесь, часто зрители
ассоциируют любимых актеров с
созданными ими образами.
Есть и актеры, которые «ушли» в
образ и не вернулись. Но созданные
ими образы и они сами — не одно и то
же. А.А.
Это вопрос ответственности и
профессионализма актера. Он должен
уметь сегодня быть Золушкой, а
завтра — убийцей. И после роли
всегда «возвращаться», приходить в
себя. Но действительно, некоторые
актеры и в обычной жизни
эксплуатируют популярный образ.
Этому способствует пресса,
телевидение. Виртуальная
действительность переплетается с
реальной. Кор.
О вере в Бога говорить трудно,
религиозная тема — и очень сложная,
и очень личная. У нас в стране сейчас
нет воинствующего атеизма, как было
еще совсем недавно, но и «возвращения
к истокам» как-то не получается. А.А.
Вера действительно вещь интимная.
На мой взгляд, абсолютно верующих
людей нет. В миру, во всяком случае.
Человек учится верить на протяжении
всей жизни, своего опыта. Поэтому я
не могу сказать, что я верующий
человек. Но я не могу сказать, что я
человек неверующий. Я уверен,
что каждый человек, если честно,
думает так же. Даже Папа Римский.
Безгранично,
безоглядно верят только святые и
блаженные. Но такие люди — редкость.
Я
неоднозначно отношусь к церкви.
Это политический институт,
к вере это мало имеет отношения.
Есть же такая библейская или
евангельская фраза: «Не ищи Бога на
небе, ищи в себе». Кор.
Один из основных вопросов веры — о
том, что будет потом. А.А.
Сначала, как мне кажется, человек
должен спокойно и достойно умереть,
закончить земной путь. Спокойно и
достойно. В этом смысл. Кор.
Но что потом? А.А.
Надежда есть всегда. Не случайно
говорят: «Ушел из жизни». Уйти можно
только куда-то. Где потом пребывать,
быть. Но… Мне делали операцию под
общим наркозом. Я хорошо помню все,
что было до этого, помню, как ввели
наркоз, помню, что было после
операции. Но «там» не было ничего… Кор.
Не в профессии, но просто в жизни у
вас были невероятные случаи? А.А.
Невероятное — это то, что выходит за
рамки действительности. Таких
случаев сколько угодно. Самый
невероятный, пожалуй, связан как раз
с уходом из жизни моего деда. Он,
собственно, дедом стать не успел,
умер молодым человеком, так что в
этой жизни мы с ним не встретились. Это
случилось, когда моя мама была
маленькой девочкой, ей было лет
десять. Ее отцу сделали операцию (язва).
Она с матерью (моей бабушкой) была в
больнице: все прошло хорошо. Пришли
домой. Там висел большой портрет
отца. И вдруг дочь закричала,
забилась в истерике: «Кровь, течет
кровь!» Она видела, как с портрета
текла кровь. Кроме нее, никто этого
не видел. Через
два часа из больницы сообщили, что
мой дед умер. Он уронил платочек,
наклонился за ним, швы разошлись. А
сестра заснула, и он истек кровью.
Именно кровь видела на портрете его
дочь… Невероятно, но факт реальный. Кор.
Как вы считаете, почему «серьезные»
люди предпочитают не замечать таких
вещей в
нашей жизни, делают вид, что этого не
бывает? А.А.
В жизни даже таких людей наступает
определенный момент… Самые ярые
атеисты в конце жизни начинают
верить в Бога. Моя бабка — очень
цельный и сильный человек. Ей было
уже за восемьдесят, а она читала по-французски,
по-немецки, по-польски, была
атеисткой, ни во что не верила. Но в
конце жизни она сказала: «Нет, «там»
что-то есть». Слова этого очень
сильного человека, который всегда
надеялся только на себя, значат
очень много. Кор.
Андрей Александрович, не хотели бы
вы снять фильм о невероятном? А.А.
С удовольствием! Меня это безумно
интересует, как и любого человека. Санкт-Петербург
Editor-in-chief Dr Alexander
Bogdanchikov. The Incredible World international
magazine Co.Ltd. |