НЕВЕРОЯТНЫЙ МИР

111

SpyLOG
Rambler's Top100 Service

 

БИОГРАФИЯ 
ДЕДА МОРОЗА



Наш Дед Мороз - это чисто русский персонаж или у него есть какие-то исторические корни? Если есть, то хотелось бы знать, светские или религиозные, то есть это символ Рождества или чисто календарный символ?
В. Матвеева
Рязанская область


Татьяна Славянова


Начнем с того, что триста лет назад наш русский Новый год начинался 1 сентября. Это был естественный природный, точнее, сельскохозяйственный календарь, в котором конец года означал завершение очередного трудного сельскохозяйственного цикла. 
Петр Великий, наряду со многими другими европейскими новшествами и правилами, ввел в России и европейский календарь. 
Так что до XVIII века не то что Деда Мороза, но и такого привычного атрибута новогоднего праздника, как елка, на Руси не было. В сентябре ведь природа еще пышна и прекрасна, и украшать дом долговечной еловой зеленью было просто ни к чему.
Сегодня мир празднует, как известно, сначала Рождество 25 декабря, затем Новый год. У нас, прежде всего потому, что это Рождество - католическое (хотя это уже всемирная традиция), а мы более всего ценим то, что идем "своим путем", ситуация иная. 
Хотя по логике вещей сначала происходит рождение, Рождество Иисуса, и от него, от Рождества Христова, ведем мы летосчисление. Есть и астрономические предпосылки к такой логике. Ведь декабрьское солнцестояние означает первый перевес света над тьмой, тепла над холодом, начало новой весны и новой жизни. 
В ночь с 24 на 25 декабря - рождественский сочельник, завершающий рождественский пост. Он же открывал и у нас в старину святки - новогодние празднества, которые длились две недели. 
Сегодня из-за двойственности наших правил те, кто считают себя православными, но не очень соблюдают традиции, грешат, нарушают пост, вкушая пиршественные кушанья в ночь с 31 декабря на 1 января, так как "наше" Рождество 7 января. 
Сначала рождественские и новогодние праздники отмечались только дворянской частью населения петровской России. Постепенно другие слои населения, прежде всего городского, усваивали эту традицию, и много позже она укоренилась в русских деревнях. Декабрьское Рождество было понятно селянам, ведь они понимали не только религиозное значение самой даты и говорили, что "дня прибыло на куриную ступню".
Ель в доме символизирует устройство Вселенной, это Мировое дерево. Ствол - это ось Вселенной, корни - темная сторона, что-то вроде преисподней, верхушка - небо, космос, высшие сферы. Звезда на самом верху - символ вифлеемской звезды, указавшей время и место рождения Спасителя мира, золотые яблоки (это сейчас украшения носят чисто эстетический характер) - напоминание о запретном плоде, вкушенном человеком, и т. д.
В XVIII веке роль Деда Мороза играл… Святой Николай, Николай Чудотворец. Традиция вместе с самим праздником пришла из Европы, но удачно совпала с русским менталитетом. 
Во-первых, Никола Угодник - один из любимых и самых почитаемых у нас святых (возможно, потому, что кроме как на чудо русским часто не на что надеяться). Во-вторых, 19 декабря - день Николы-Угодника, Николин день, Микола зимний, холодный. 
Никола-Угодник почитался раньше (да и теперь) вторым после Бога заступником. Он покровитель земледелия и скотоводства, хозяин земных вод (то есть одновременно покровитель моряков и путешественников), заступник от всех бед и несчастий, известный как очень милостивый, отзывчивый святой.
Многие исследователи видят наложение культа этого христианского святого на языческое почитание эллинского бога Посейдона - владыку морей и океанов, брата самого Зевса.
Как капризный нагой бог морей превратился в степенного и рассудительного покровителя сухопутных крестьян-землепашцев, а потом и в рождественского деда - символ зимнего праздника, - закутанного в красную шубу?
Дело в том, что практически каждая новая религия, внедряемая на ту или иную территорию, не могла не опираться на прежние, изначальные представления и верования живших там людей. Даже если миссионеры пытались игнорировать, бороться с проявлениями предшествующих верований, народ не отказывался от них полностью, трансформировал, иногда весьма причудливо, их на новый лад.
Некоторые черты поклонения Посейдону позволяют предположить, что еще более древние, доэллинские языческие культы почитали его как тотемное божество в виде… коня. Об этом свидетельствует даже прозвище Посейдона - Гиппий (Конный). 
Уже в качестве древнегреческого олимпийского бога Посейдон был в любовной связи с Медузой Горгоной, которая родила ему сына - волшебного коня Пегаса.
Позднее Посейдон считался покровителем коневодства, в его честь устраивались Истмийские игры с конными ристалищами.
Древнейшие мифы свидетельствуют, что Посейдон был сначала божеством земли, а не моря. Само имя Посейдон в одной из трактовок означает "супруг Земли". Другое прозвище этого бога - Фитальмий, что означает "производящий", то есть изначально Посейдон ведал плодородием Земли. Как ведал? Был божеством подземной влаги, оплодотворяющей Землю, то есть одно время Посейдон был подземным богом, ведавшим и землетрясениями. 
Судя по древнегреческим мифам, много позже Посейдон при разделении мира получил во владения море, Зевс - землю, Аид - подземное царство.
Потом, еще позднее, все большое хозяйство Посейдона получил "по наследству" Святой Николай.
Существовал ли реальный человек с таким именем, который потом был причислен к лику святых? Если да, за что он удостоился такой чести?
Здесь история делится на два прямо противоположных течения. 
Известно, что культ Святого Николая, во многом вобравший черты культа Посейдона, возник в V веке. Считается, что незадолго до этого, в IV веке, жил реальный человек, историческое лицо - архиепископ Мир Ликийских (город в Малой Азии, теперь - территория Турции). Этот священник прославился многими чудесами. Но в историю вошел за то, что в 325 году на Вселенском Соборе он победил иересиарха Ария, который хулил Троицу.
Считается, что мощи Николая-Угодника до сих пор хранятся в городе Бари (южная Италия), и, чтобы припасть к ним, туда и в наше время стекаются толпы паломников.
Правда, как выяснилось после тщательного изучения списков Вселенского Собора 325 года, в нем не значится архиепископ Николай, иерарх Ликийский. 
Как реагировать на это научное открытие? Ведь это значит, что такого исторического лица вообще не существовало. А как же мощи, чьи они?
Хотя отсутствие в списках могло означать и то, что во все времена кто-то что-то мог забыть, или что кто-то из зависти или иных дурных человеческих качеств сознательно не внес Николая в списки, чтобы пятнадцать веков спустя мы с вами пребывали в затруднительном положении. 
Как бы там ни было, в нашей крестьянской стране в Деда Мороза трансформировался Святой Николай - покровитель земли и воды, хлеборобов и землепашцев, а также всех, кто вдали от родной земли - добрый, творящий чудеса, дарящий подарки и новые надежды. 
Потом эти два образа разделились. Николай Угодник остался святым, а Дед Мороз с седой бородой стал сказочным персонажем, символом и атрибутом светского праздника. 


Editor-in-chief Dr Alexander Bogdanchikov. Incredible World international magazine Co.Ltd.
Rn 831. Index 31540. Copyright © 1990- 2002. All rights reserved.


Incredible World of Cinema

RLE Banner Network