КОГДА РОДИЛСЯ
ИИСУС ХРИСТОС
ИЛИ КОГДА НАЧАЛО
III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

 

Владислав ФРОЛОВ

Мы готовимся переступить рубеж, отделяющий нас от нового, третьего по счету тысячелетия христианской эры. Но когда это событие произойдет? Как ни странно, вопрос не праздный. Недальновидный читатель скажет: “В 2000 году”, — и ошибется. Но ошибется и тот, кто “правильно” укажет началом нового тысячелетия 2001 год.

Все дело в том, что точка отсчета эры “от Рождества Христова” (ее часто обозначают буквами АD — Аnnо Domini — “года Господа”) — величина неопределенная и, мягко говоря, приблизительная.

Исследователи до сих пор спорят, на чем основывал свои выкладки монах Дионисий Малый, скиф по происхождению. Он через 500 лет (!) после рождения Христа вводит новое летоисчисление, отбросив прежнюю датировку времени по годам римского императора Диоклетиана — гонителя христиан.

Обычно предполагают, что он следовал указаниям евангелиста Луки (3:1— 2), где Иисусу было “лет тридцать” в 15-ый год правления императора Тиберия (от условно принятого возраста в 29 лет отнимаем 15-ый год и получаем 14-ый год — начало правления пришедшего к власти пасынка Августа).

Таким образом, рождение Иисуса Христа можно отнести к 1-му году новой эры, соответствующему 44-ому году правления Августа или 754-ому году от основания Рима.

Долгое время нововведение Дионисия Малого не признавалось властями и самой церковью, пока, спустя 1000 лет (!), оно не было официально утверждено при папе Евгении IV (1431 г.)

Григорианский календарь (взявший за точку отсчета начало христианской эры), по которому сверяет жизнь большая часть земного шара — это, образно выражаясь, пульс нашего времени. В сегодняшнем мире, при современном развитии науки и техники, обидно и нелепо оперировать временными категориями типа “приблизительно”, “около того”.

Вся история человечества оказалась разделенной приходом в мир Иисуса на периоды “до рождества Христова” и “после Рождества Христова”. Его появление на Земле считается поворотным пунктом в истории человечества. Значит, важно знать правду, когда среди простых смертных жил сын Божий.

ДРУГОЙ ИРОД

Попробуем, насколько возможно, более точно определить ход часов, отмеряющих земное время. В первую очередь обратимся к Евангелиям — рассказам о жизни Иисуса Христа.

Каждая задача определяется первичным условием. В нашем исследовании это будет некий постулат или, выражаясь библейским языком, — краеугольный камень неизменных данных. Его построение основано на древней евангельской традиции.

Пункт 1. Иисус, придя к Иоанну Крестителю на Иордан (15-ый год Тиберия), был лет 30-ти (Лк 3: 21— 23).

Пункт 2. С момента крещения Иисус проповедовал царство Божие 1 (один) год (Лк 4:19).

Отцы ранней церкви Ириней и Климент Александрийский (II в.) подтверждают, что проповедь Христа длилась меньше года, и что он был казнен на 12-м месяце своего служения. У трех первых евангелистов время проповеднической деятельности Иисуса определяется одним годом. Из этого следует: а) Гибель Иоанна Крестителя и распятие Христа последовали в течение одного года; б) Основатель христианства едва достиг тридцатилетнего возраста.

Пункт 3. Арест и смерть Иоанна Крестителя произошли не ранее женитьбы Ирода Антипы на жене своего брата Филиппа. Иродиада, не стерпев обвинений проповедника, добилась его казни (Мтф 14:1— 14; Мрк 6:14— 28; Лк 3:19— 20, 9:7— 9).

Итак, начнем расследование с первого из новозаветных евангелистов: “Иисус родился... во дни царя Ирода” (Мтф 2:1). Время правления тщеславного, жестокого и деспотичного царя Иудеи Ирода Великого нам известно — (37 г. до н. э. — 4 г. до н. э.). Версия Матфея не проходит по пункту 1. Если ее придерживаться, то рождение Иисуса следует отодвинуть, как минимум, на 2— 3 года назад, к 7-му году до н. э. (в этот промежуток времени входит бегство в Египет, ожидание смерти царя Ирода, возвращение семьи в Назарет). В таком случае, к 30-ому году н. э. Иисусу будет около сорока, а не около тридцати лет ( пункт 1 и 2).

Возможно, сын Марии родился во время другого Ирода — Антипы (4 г. до н. э. — 39 г. н. э.), четвертовластника, правителя Галилеи. Тетрарх (четвертовластник) — властитель четвертой части страны. Обычно этот титул могущественный Рим присваивал подвластным князькам, управлявшим своими уделами и областями.

То, что царя (Ирода Великого) и четвертовластника (Ирода Антипу) евангелисты обычно смешивали — хорошо известный факт. Так Марк в трагической сцене с усечением головы пророка неожиданно наделяет мужа Иродиады верховной властью в стране: “Царь Ирод... говорил: “Это Иоанн Креститель воскрес из мертвых”... Царь сказал девице: “Проси у меня чего хочешь... даже до половины моего царства”... Царь опечалился... Царь повелел принести его голову” (6:14— 28).

Матфей, казалось, не делает этой ошибки, он знает, что речь идет об Антипе: “В то время Ирод четвертовластник... сказал служащим при нем: “Это — Иоанн Креститель, он воскрес из мертвых” (14:1— 2). Но в заключительной строке своего рассказа Матфей вдруг оговаривается подобно Марку: “И опечалился царь... и послал отсечь Иоанну голову в темнице” (14:9— 10).

Значит, еще в устном арамейском (еврейском) предании, которое использовали в своей работе Марк и Матфей, по каким-то причинам четвертовластник Ирод наделялся атрибутами иудейского царя. Отсюда можно предположить, что и в других случаях при появлении в евангельских рассказах “царя Ирода” речь идет о сыне, а не об отце, с которым он отождествляется.

От канонического Евангелия обратимся теперь к апокрифам, где также упоминается галилейский Антипа, действовавший в 30-тые годы нашей эры: “И произошло во дни Ирода, царя Иудеи, что пришел Иоанн и крестил крещением... ”(Евангелие эбионитов). 3десь палестинская или иудео-христианская традиция, идущая от древнего устного предания, начинает повествование, как и самый ранний из благовестников — Марк, с крещения Иисуса в Иордане.

Этот важнейший момент в жизни сына Марии и Иосифа, определивший его дальнейшую судьбу и предназначение, отмечен именем иудейского царя. Древний обряд крещения в воде означал для посвящаемого новое рождение и жизнь. Поэтому неслучайно младенец у Матфея, как и будущий мессия у эбионитов, проходят под одной датировочной формулой: “Во дни царя Ирода”.

Другой апокриф, приписываемый первому ученику Иисуса, называет четвертовластника главным действующим лицом в вынесении и исполнении приговора над Христом: “Тогда царь Ирод приказал взять Господа, говоря им (судьям): “Что я приказал вам сделать с Ним , сделайте” (Евангелие Петра).

У Луки Антипа также назван среди участников суда (23:6— 11): Пилат, узнав, что Иисус — галилеянин, т. е. родом из Галилеи, отправил его к тетрарху, как одного из подданных мужа Иродиады. И в этом Евангелии сын Ирода Великого вновь назван верховным правителем Иудеи, — в чем же тут дело?

Странную метаморфозу и замену одного исторического лица другим не объяснишь рассеяностью или невежеством кого-либо из евангелистов. Во всех этих случаях просматривается определенная закономерность: фигура “Царя” (Антипы) появляется всякий раз в ключевые моменты жизненной биографии Иисуса: крещение на Иордане, гибель Предтечи, суд и распятие. Иными словами, евангельский “царь Ирод” датирует весь жизненный путь Иисуса от рождения (крещения) до смерти.

Можно предположить, что и верхнюю границу хронологии Христа — вифлеемское рождение у Матфея, первоначально фиксировал все тот же правитель из Галилеи. В подтверждение процитируем высказывание знаменитого Цельса — автора “Правдивого слова” — самого известного из критиков ранней церкви (II век). Незаурядный философ, писатель и публицист, он был большим знатоком античной и христианской литературы.

Так, обличая иудейские пророчества о появлении сына Божьего, Цельс называет убийцей вифлеемских детей не иудейского царя, как следовало ожидать, а четвертовластника: “Халдеи, побужденные его рождением, пришли, чтобы поклониться ему, еще младенцу, как Богу; что они об этом сообщили тетрарху — Ироду (!); последний послал перебить всех родившихся в одно время (с Иисусом), рассчитывая погубить и его вместе с ними, чтобы он, придя в надлежащий возраст, не стал царем” (1,58).

Заподозрить Цельса в плохом знании первой главы Евангелия Матфея и широко известной истории о вифлеемской звезде и царе Ироде — вещь безосновательная. “Грубейшая” ошибка критика и знатока христианской литературы удивительным образом соответствует подмеченному нами правилу исторической гиперболы для канонических и апокрифических писаний.

Все это говорит о том, что у истоков евангельской традиции Иисусу из Назарета противостоял не сильный и могущественный владыка страны — Ирод Великий, а маленький и незначительный управитель области — Ирод Антипа.

Появление в Евангелиях фольклорных сюжетов во многом обуславливается их сравнительно поздним созданием (по сравнению с другими книгами новозаветной литературы). Время их оформления относят к концу I века н. э., но не ранее окончания первого иудейского восстания (73 г.).

Если авторов “благой вести” (т. е. Евангелий) отделяет от правления галилейского тетрарха одно поколение, то от царствования Ирода — уже два. Отсюда различное изложение материала.

Обстановка Иудеи 30-х годов н. э. рисуется евангелистами близко к подлинной. Упоминают они и круг лиц, действующих в тот период и исторически засвидетельствованных — П. Пилат, И. Креститель, Иродиада, Каиафа, И. Антипа.

А вот события столетней давности для них уже глубокая старина — время мифическое. Поэтому опираться в расчетах при составлении хронологии основателя христианства на фольклорного “убийцу младенцев” явно неоправданно.

Это доказывает и сама история. Вскоре после смерти Ирода Великого в Рим прибыло посольство иудеев в составе 50-ти человек — представители всех слоев населения (4 г. до н. э.). Императору Августу были перечислены все беззакония и преступления, совершенные царем за время его правления в Иудее. Но что удивительно, никто даже не вспомнил о кровавом злодеянии в Вифлееме и его окрестностях над беззащитными младенцами, исполненном по приказу Ирода. Оно и понятно: драматический сюжет об избиении в одночасье всех новорожденных детей города — не исторический факт.

“Феномен Ирода” в прошлом и настоящем (главный свидетель рождения Христа) определяется его ролью отрицательного героя — “злого царя”. Ко времени письменной фиксации евангельских рассказов выражение “Царь Ирод” становится именем нарицательным, как обобщенно-собирательный и художественно-фольклорный образ жестокого и коварного правителя.

В свою очередь, в “Деяниях Апостолов” (12:1) под “обезличенной” маской картинного злодея скрывается уже не сын Ирода Великого Антипа, а внук его Агриппа: “В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом”.

Несомненно одно: в евангельских сказаниях незначительный местный правитель — Ирод Антипа (в правление которого, в подвластной ему Галилее родился Иисус) — наделяется званием великого царя и воплощает собой позднейших Антихриста, Сатану и “Князя мира сего”, которых в смертельной борьбе должен низвергнуть Христос.

СВЕРЯЯСЬ С ПЕРЕПИСЬЮ НАСЕЛЕНИЯ

Лука, в отличие от других евангелистов, в начале своей книги приводит три (!) датировки рождения Христа. Одну из них “во дни Ирода, царя Иудейского” (1:5) мы уже разобрали. Вторая дата, по переписи, дается им ниже (2:1— 5). И вновь в начальных строках, но уже третьей главы, встречаем еще один вариант о возрасте Христа: “в 15 год правления Тиберия...” (3:1— 2).

Теперь задача состоит в том, чтобы определить, какая из двух последних дат с большей вероятностью укажет на предполагаемый год рождения. Вначале приведем место из Луки, которое вызывает сомнения в той редакции, которая дошла до нас. “1. В 15-ый же год правления Тиберия-кесаря, когда Понтий Пилат правительствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее; Филипп, брат его — четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний — четвертовластником в Авилинее. При первосвященниках Анне и Каиафе был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил... проповедуя крещение... Иисус, начиная (свое служение) был лет тридцати...” (3:1— 23).

Не ясно, то ли Лука неправильно понял бывший в его распоряжении еврейский (арамейский) документ, то ли, что вернее, выправил текст по своему усмотрению. Но так или иначе, упоминание двух первосвященников — Анны (6— 15 г н. э.) и Каиафы (19— 36 г н. э.) при Иоанновом крещении — невозможная вещь. В Иудее на высшую должность священнослужителя мог быть избран только один человек.

Начиная с родоначальника своего Аарона, легендарного брата Моисея, иерусалимские первосвященники составляли непрерывную династическую линию. Уже при персидских Ахеменидах (Кир П, Дарий I) и особенно во времена Хасмонеев (Маккавеев 167 — 37 до н. э.) жреческий род правителей сосредоточил в своих руках не только религиозную и политическую, но даже военную власть. Обычно, при отсутствии царской власти в стране, по именам иерусалимских первосвященников отсчитывалась хронология иудейской истории.

Именно на первую треть новой эры пришлась такая политическая ситуация — от ссылки римлянами Архелая, сына Ирода Великого ( 6г н.э.) до воцарения внука последнего, Агриппы I ( 37 г н. э.). Поэтому вполне естественно появление в арамейском документе имен иерусалимских первосвященников, стоящих во главе государства в это время. Анна вступил в должность в 6 году, а в 36 году Каиафа сложил свои полномочия. Так перед нами появился чей-то жизненный отрезок в 30 лет, датируемый именами двух первосвященников.

В большинстве стран Древнего мира летоисчисление велось по годам царствования местных правителей: египетских Птолемееев, сирийских Селевкидов, афинских архонтов и т.д. В самой римской империи в ходу были две эры: от основания Рима и “список консулов”.

Вторая хронология пользовалась большой популярностью. Так “Хронограф 354 года” сообщает, что господь Иисус Христос родился при консулах Гае Цезаре к Эмилии Павле, а “пострадал” при консулах Фуфии Гемине и Рубеллии Гемине.

Такую датировку принимает в интересующим нас месте из Луки и сам “отец церковной истории” Евсевий (III век). Правда, следуя евангельской укороченной хронологии, он относит ее лишь к последнему периоду жизни Иисуса: “По словам священного писания, время его (Христа) учительства укладывается в годы, когда первосвященниками были Анна и Каиафа. Оно началось в первосвященство Анны и продолжалось до первосвященства Каиафы”.

В качестве варианта мы можем предложить приблизительный текст “исторической справки”, попавшей к Луке: “В 15 год правления Каиафы, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее... был крещен Иоанном Иисус, который явился в мир при первосвященниках Анне и Каиафе”.

Однако обе даты рождения Иисуса, приведенные евангелистом (перепись Квириния и 15-ый год Тиберия), не совпадают между собой. Разница между обеими датировками составляет пять лет (1 г. и 6 г. н. э.). Можно предположить, что евангелист по каким-то причинам “сдвинул” хронологическую веху Христа на одно пятилетие назад (34 — 5 = 29). То есть 15-ый год правления...” у Луки на самом деле равнялся 34-ому году, и уже не Тиберия, а кого-то другого.

В анализируемом списке правителей за данный период времени, от римского императора до иудейского четвертовластника, лишь у одного лица 34-ый год был пятнадцатым в его правлении. Этот человек — иерусалимский иерарх Каиафа — первое лицо в Иудее на тот момент и главный виновник в смерти Христа (Иоан 11:47— 53; Мрк 15:63; Мтф 26:65).

Не будем ручаться за точность изначального текста у третьего евангелиста. Важнее другое: имя Анны упомянуто не случайно. Оно указывает на год рождения Иисуса и совпадает с началом переписи. Согласно еврейскому сборнику рассказов о Христе (Лейпцигская рукопись, “Тольдот Иешу” — “Происхождение Иисуса”), Мириам (Мария) родила сына в годы первосвященства Эльханана (Анана — Анны? — “Иисус Христос в документах истории”. Деревенский Б. Г., С-Петербург, 1998 г).

Любопытно, что в “Протоевангелии Иакова” первым о беременности Марии сообщает властям книжник Анна — персонаж, идущий от иерусалимского первосвященника. Но так об этом рассказывает благая весть. А что о переписи в Иудее говорит история?

После смерти Ирода Великого Август, согласно завещанию, назначает его (Анну) преемником Архелая. Десять лет нахождения у власти сына Ирода не принесли стране ощутимых перемен. Вызванный в Рим к императору, Архелай был разжалован и сослан. Иудея вошла в состав римской провинции Сирия, а над страной был поставлен наместник с неограниченными полномочиями и властью. Император Август отправил туда в качестве прокуратора Колония (6— 9 гг.), а Сульпицию Квиринию — легату Сирии — приказал произвести перепись и оценку имущества населения на подвластной ему территории (срв. Лк 2:1— 2). Тот лично прибывает в Иудею, где конфискует собственность Архелая и, сменив первосвященника Иоазара, назначает Анана (в Евангелии Анну).

Упомянутые в евангельском повествовании исторические лица и события, таким образом, оказались тесно связанны одним годом — 6-ым (шестым) новой эры: перепись в Иудее (6 — 7 гг.); Архелай (4 г. до н. э. — 6 г. н. э.); Анна (6— 15 гг.); С. Квириний (6— 10 гг.); Ирод Антипа (6 г. н. э. — 10-й год правления).

Косвенно на ту же дату может указать и Матфей (2:22), говоря о первом появлении маленького Иисуса в Назарете (месте рождения) при Архелае. Несомненно, регистрация ребенка мужского пола на момент проведения властями переписи должна находиться в общих податных списках. Документы на этот счет еще сохранялись в правление императора Антония Пия (138— 161 гг. н. э.). Ему Юстинианом была направлена одна из первых “Апологий” в защиту христиан. В ней автор предлагает императору, если тому будет угодно, проверить рассказ о рождении Иисуса по данным переписи.

Проведенный нами первичный анализ позволяет выяснить причины появления у евангелиста Луки трех различных датировок, относящихся к одному году. Но главное, он снимает кажущееся противоречие между ними, восстанавливая их согласованность и равнозначность: “дни Ирода” — “15 год правления” — “перепись Квириния”.

ВРЕМЯ УХОДА

Но чтобы исключить всякие сомнения по поводу определения даты рождения Христа, подвергнем наши выводы еще одной, если так можно сказать, “обратной” проверке. Если известен год рождения, то с достаточной точностью можно определить дату смерти Иисуса, и ею будет 36-ой год (6 + 30, пункт 2).

Теперь, чтобы убедиться в правильности наших вычислений, обратимся от евангелистов к труду И. Флавия “Иудейские древности”. Для большей надежности продублируем их выдержками из римской истории. Связать вместе два различных источника заставляет история знакомства Ирода Антипы с Иродиадой. Она совпала с напряженностью во взаимоотношениях между Римом и Парфянским царством, сложившейся к середине тридцатых годов.

В столбце слева — иудейские события по Флавию, лишенные относительной датировки. Справа, в параллельном столбце — римская история по книгам Тацита и Светония.

ИУДЕЯ

34 год

Умирает Филипп, тетрарх Трахонский, муж Саломеи (4 г до н. э. — 34 г н. э). (Иуд. древ. ХVIII 4, 6).

Ирод Антипа направляется в Рим, чтобы примирить враждующие стороны. По пути в столицу он знакомится с Иродиадой. Она обещает уйти от мужа к Антипе, если он прогонит прежнюю жену, дочь царя Аравии Ареты. Узнав о коварстве Ирода, дочь бежит к отцу, а Иродиада становится супругой Антипы (Иуд. древ. XVIII 5,1).

РИМ

34 год

Умирает армянский царь Арташес (18— 34 гг.). Парфянский царь Артабан III (12— 38 гг.) захватывает Армению и ставит там своего сына Арсака (34— 36 гг.), отправив Тиберию дерзкое письмо. Он требует вернуть царскую сокровищницу и восстановить границы между государствами, как было при А. Македонском.

Луций Вителлий достигает консульства.

35 год

Ирод, обеспокоенный растущим среди народа влиянием Иоанна Крестителя, заключает его в крепость Махерон, где вскоре казнит (Иуд. древ. ХVШ 5, 2).

Скончался легат Сирии Помпоний Флакк (32— 35 гг.). Тиберий посылает в Парфию царевича Тиридата, а во главе его миссии — нового наместника Л. Вителлия (35— 37 гг.). Артабан терпит поражение от объединенных сил иберов и римлян и бежит в Скифию.

36 год

Оскорбленный царь Аравии Арета посылает войско к границам Переи и наголову разбивает Ирода. Иудеи его поражение объясняют карой за убийство Иоанна (Иуд, древ. ХVIII 5,1). Переговоры между Артабаном и Л. Вителлием завершаются пиром, данным Иродом Антипой. (Иуд. древ.XVIII 4,5).

Парфяне вновь призывают к себе царя Артабана, и тот изгоняет римского ставленника из страны. Тиберий поручает Л. Вителлию заключить с Парфией мирный договор, что тот и выполняет.

37 год

Римские легионы во главе с легатом Сирии и Иродом направляются к Петре, чтобы наказать царя Арету (9 г до н. э. — 40 г н. э.). Прибыв на Пасху в Иерусалим, они получают известие о смерти императора (Иуд. древ. XVIII 5, 3).

16 марта умирает римский император Тиберий.

Сопоставление параллельных столбцов выстраивает единый хронологический порядок и последовательность событий: вторжение в Армению — поездка Ирода в Рим — женитьба на Иродиаде — казнь Иоанна — разгром войск Ирода — карательная экспедиция против Ареты.

Следует огорчить “сторонников” ранней смерти Христа, обычно помещаемой в диапазоне 29— 33 гг. Лишь вспыхнувшая война Парфии и Рима столкнула в случайной встрече Иродиаду и Антипу. Но это, как мы видим, произошло позднее предполагаемых дат “ухода Иисуса”.

Логика выявляет 35-ый год как дату гибели Крестителя. Она не могла случиться до женитьбы Ирода (34 г) и после поражения его от Ареты (36 г). А это значит, что Иисус был распят не позже середины следующего года (36-го), через несколько месяцев после крещения в Иордане и казни Иоанна (пункт 2 и 3).

Теперь же можно напомнить “15-ый год правления Тиберия”, т. е. Каиафы, вычеркнутого Лукой. Арамейский документ, бывший у третьего евангелиста, совпадает с нашими расчетами, относя начало крещения Иоанна к 34 г. (19 + 15). Примечательно, что в “Самарянской хронике” (по еврейской летописи) Иисус был казнен в дни первосвященника Ионафана и Тиберия, а их правление совпадало на протяжении только одного года — 36-го. Патриарх Антиохийский (Михаил Сириец, XII в.) в своей “Хронике I” дает, как можно понять, ту же дату распятия Христа, ссылаясь на греческого историка Флегона (II в.) — 4-ый год, 203 Олимпиады (в переводе на современное летоисчисление — 36-ый год н. э.).

Примечательно и то, что Христа — “царя иудейского” — распяли за неделю до праздника Пасхи. И вот по какой причине: ни один истинно верующий и правоверный иудей, тем более священнослужитель, не осквернил бы себя арестом, судом и казнью “разбойника”, совершенными в один из главных праздников страны.

Надо учесть, что и пасха в этом году была “Великой”, так как выпадала на субботу. В первый и последний ее день, по иудейским законам, полностью запрещалась всякая деятельность и работа. Кроме того, при стечении огромных масс народа, в дни праздников в столице власти стремились пресечь возможные проявления недовольства. Так об этом сообщают и сами евангелисты: “И положили в совете (во главе с Каиафой) взять Иисуса хитростью (!) и убить. Но говорили — только не в праздник (!), чтобы не сделалось возмущение в народе”. (Мтф 26:4— 5; Мрк 14:1— 2).

Однако позже составители “благой вести” передвинули суд и казнь на праздничные дни, связав образ Христа с “агнцем Божьим” — барашком, приносимым евреями в жертву богу в первый день пасхи. Подтверждает все сказанное о судьбе Иисуса Назаретянина и еврейский Талмуд: “...и повесили его накануне праздника песах (Пасхи) и накануне субботы”.

Это положение и станет одним из условий нашей заключительной проверки. В начале определим, какие пасхалии выпали на интересующие нас тридцатые годы. Для получения объективного показателя расширим границы их временного диапазона до одного десятилетия — с 27 г. по 37 г.

Как и в первой задаче, введем исходные данные — краеугольный камень древней традиции. Ранние христиане вначале праздновали пасху, как и евреи, в ночь с 14-го на 15-ое Нисана, лунного календаря. Многие же признавали правильным “первое воскресение” и “первую Пасху” — 25-го марта. Еще в III— IV вв. одна из христианских сект продолжала праздновать этот день независимо от дня недели. На Востоке, где родился Иисус, издавна считали, что Христа распяли 23 марта, а воскрес он 25 марта.

А теперь сформулируем основные требования, определяемые выбором пасхалий. 1. Пасха должна быть Великой — субботней. 2. Пасха мартовская, не раньше 25 числа. 3. Распятие и Воскресение произошли в пределах 23 25 марта. 4. Этим трем дням соответствуют дни недели: Пятница, Суббота и Воскресение. 5. Арест, суд и казнь должны совершиться до наступления праздника Пасхи.

Календарный анализ показывает, что, если отбросить все Пасхи, не приходящиеся на март, субботу и последние дни месяца, то всем нашим условиям удовлетворяет единственный год — 36 (!). Примечательно, что и в древнем апокрифе — Евангелии Никодима (I— II век) Христова пасха пришлась на субботу 31-го марта.

Вот и поставлена последняя точка в нашем расследовании. Не знаю, обрадует ли иных читателей, что наступление III тысячелетия отодвигается от нас еще на несколько лет, к 2007-ому году.

Но можно успокоить всех: никто не собирается пересматривать и изменять привычную для нас шкалу летоисчисления.

Просто мы постарались ответить на один немаловажный вопрос: когда на самом деле жил Иисус Христос, т.е. с какого момента были запущены часы, отмеряющие историю всего человечества. Это единственная цель данной публикации.

Санкт-Петербург

 
......home вверх

"Incredible world" international magazine.Copyright © 1999 All right reserved. atb@mail.wplus.net

Используются технологии uCoz