НЕВЕРОЯТНЫЙ МИР |
145 |
ПРОКЛЯТИЕ
ЖАКА ДЕ МОЛЕ История
помогает нам лучше понять
современность. Тем более, в прошлом
так много таинственного, такого, чего
сейчас не происходит. Предлагаю ряд
тем для публикаций… Информация
о тамплиерах довольно противоречива.
Словари не дают понимания их
приоритетов, а историки, как правило,
трактуют их деятельность в
зависимости от своего мировоззрения
и отношения к событиям. Полагаю, и
деятельность, и историческая судьба
тамплиеров действительно полна
противоречий. Но нам,
стремящимся сегодня понять прошлое
народов Земли, интересны, как
мне кажется, не комментарии, а
объективное, беспристрастное
изложение исторических фактов. Также
интересно узнать, реальна
ли мистическая история с
проклятьем на костре инквизиции
Великим магистром этого ордена
многих исторических персон? Я не
сомневаюсь, что он действительно
проклял своих мучителей. Сбылось ли
проклятье на самом деле? Я читал
о современных последователях
тамплиеров. Это что-то вроде игры,
театральных постановок вроде
воспроизведения давних сражений, или?… А.
Гусев Липецкая
область
Виктор БУМАГИН Эта история
произошла еще в Средние века, но она
до сих пор привлекает внимание
историков, писателей и любителей
аномального. Начнем
повествование с 1118—1119 годов, когда
группой французских рыцарей во главе
с Хуго де Пэйнсом, дворянином из
Шампани, был создан орден бедного
рыцарства Христова и Храма
Соломонова. Свое название «тамплиеры»
или «храмовники» (рыцари Храма) эти
воины-монахи получили потому, что их
штаб-квартирой поначалу служило
помещение, находившееся с южной
стороны дворца иерусалимского
короля Болдуина I и примыкавшее к
церкви Гроба Господня. Ранее оно было
мечетью аль-Акса, святыней мусульман
— огромным сооружением XI века,
которое поддерживали 280 массивных
колонн. На том же месте, по преданию,
находился храм царя Соломона. По-французски
храм — «тампль», отсюда и название
ордена. Своей
целью тамплиеры считали заботу о
дорогах и путях, а особенно об охране
паломников, что вряд ли было по силам
девяти рыцарям, которые в течение
первых девяти лет существования
ордена составляли всю его силу. Первоначальный
устав ордена гласил: «Пусть рыцари
обладают прочным, но простым оружием,
лишенным золотых или серебряных
украшений; сверху железного панциря
да носят они форменный белый плащ, на
котором нашит большой красный крест.
Рыцари, принадлежавшие к ордену, не
должны иметь собственности, даже
если орден будет богат. Они не могут
целовать женщин, в том числе родных
сестер и мать. В комнате, где спит
рыцарь, он должен держать зажженную
свечу из опасения, что над ним может
взять верх дух
тьмы». В 1127 году
все девять рыцарей храма вернулись в
Европу, где были встречены с триумфом.
В январе следующего года в Труа был
созван собор, который официально
утвердил орден тамплиеров, признав
его цели военно-религиозными. Орден
был освящен и получил полный устав,
согласно которому тамплиеры
получили весьма широкие права. В том
числе право принимать в свою среду
рыцарей, отлученных от церкви за
неблаговидные поступки, то есть за
неприкрытые насилия и разбой. Новый
устав определил и особые прерогативы
магистра ордена, который мог по
собственному усмотрению менять те
или иные статьи устава и фактически
становился независимым от какой-либо
вышестоящей церковной инстанции. Дела
ордена весьма быстро пошли в гору, и
уже в XII веке храмовники владели
большими земельными наделами, прежде
всего во Франции. Совершенно особые
права они получили в Португалии, где
им была предоставлена обширная
область между Коимброй и Лейрой,
которую они должны были защищать от
арабов. Здесь, как и в Палестине,
тамплиеры строили крепости,
привлекали колонистов и принимали в
вассальную зависимость мирное
население. Постепенно владения
рыцарей Храма появились в Испании,
Англии и Италии. В руках
ордена скапливались огромные
богатства. В 1191 году тамплиеры купили
у английского короля Ричарда I остров
Кипр за 100 тысяч византионов, что
приравнивается к 800 тысячам золотых
рублей. Летописец Матвей Парижский
оценивал земельные владения ордена
на 1291 год в
9 тысяч мануариев (весьма
расплывчатое понятие, означавшее
усадьбу с примыкавшими к ней землями).
В 1307 году орден имел уже 10500 мануариев,
хотя к этому времени тамплиеры
потеряли все владения на Востоке. Тем
временем дела в Палестине шли все
хуже и хуже. В 1144 го-ду мусульмане
овладели Эдессой, одним из важнейших
опорных пунктов, прикрывавших
Иерусалимское королевство с севера.
В 1187 году Саладин овладел
Иерусалимом, и штаб-квартира
тамплиеров была перенесена в так
называемый Храм паломников под Акрой.
В 1244 году крестоносцы потерпели
сокрушительное поражение в битве под
Газой. Погибло и было взято в плен 312
тамплиеров, 325 госпитальеров (мальтийский
рыцарский орден) и 397 тевтонцев. После
этого в орденах осталось
соответственно 36, 26 и 3 рыцаря. Однако
рыцари Храма оправились от этого
удара и продолжили копить богатства,
не ведая, что главная для них
опасность будет порождена во Франции,
где некогда был дан толчок к росту
могущества ордена. Во Франции
вступали в силу новые политические
процессы. Стало отчетливо
прослеживаться движение от
феодальной раздробленности к
феодальной централизованности.
Королевская династия Капетингов
вела политику союза королевской
власти с городами. С помощью этого
союза французские короли сумели
осилить своих грозных вассалов,
нанесли ряд ударов традиционным
врагам Франции — английским королям,
и увеличили территорию своих
владений. Этот союз
был в равной степени выгоден и
горожанам, поскольку он облегчал их
борьбу с феодалами, содействовал
развитию ремесел и торговли,
закладывая основы единого
внутреннего рынка. В
проведении этой политики интересы
французских королей столкнулись с
интересами римских пап, которым
усиление светской власти грозило
ослаблением власти церковной.
Решающее столкновение произошло
между королем Филиппом IV Красивым и
папой Бонифацием VIII в начале XIV века.
В 1301 году в ответ на судебное
преследование одного южно-французского
епископа, ставленника римской курии,
папа направил Филиппу грозное
послание. Он обвинял короля в тирании,
дурном управлении страной, порче
монеты, запрещал ему собирать налоги
с духовенства и под угрозой
отлучения от церкви вызывал к себе на
суд. Филипп IV,
заявив, что речь идет об оскорблении
всей нации, созвал 11 апреля 1302 года в
соборе Нотрдам в Париже
представителей трех сословий —
первые в истории Франции Генеральные
штаты. Добившись поддержки штатов,
Филипп порвал папскую грамоту и сжег
ее там же, во дворе собора. Бонифаций
VIII решил воплотить в жизнь свою
угрозу об отлучении Филиппа
Красивого от церкви, для чего выехал
в город Ананьи, где находились его
дворец и собор, с амвона которого
провозглашались подобные решения. Однако
верный соратник французского короля
Гийом де Ногаре, выпускник
Болонского университета, доктор
права и профессор законоведения,
член королевского совета, загодя
отправился в Италию, где стал
вербовать врагов папы как среди
простонародья, так и среди знати. В
довершение всего де Ногаре ворвался
в папские покои и потребовал у
Бонифация отречения от папского
престола и даже ударил его по лицу
железной рыцарской перчаткой. Не
выдержав потрясения,
восьмидесятишестилетний Бонифаций
VIII скончался через несколько дней. Следующий
римский папа Бенедикт IX вознамерился
осудить и уничтожить Ногаре, но 7 июля
1304 года неожиданно умер. По мнению
современников, он был отравлен
людьми Ногаре. Выборы
нового папы обернулись фарсом длиной
в девять месяцев, пока 5 июня 1305 года
кардиналы не выбрали папой под
именем Климента V француза, епископа
Бордосского. Климент выбрал для
своей резиденции Авиньон. С этого
момента началось семидесятилетнее
авиньонское пленение пап. В то же
время постепенно росла неприязнь
французского народа к тамплиерам.
Богатые предприниматели и
финансисты не могли простить, что
рыцари вытесняли их отовсюду, где
пахло выгодными сделками; беднота
ненавидела их как кровопийц, берущих
огромные проценты за мельчайшую
ссуду. Орден, некогда
провозгласивший себя хранителем
высоких моральных принципов, во
многом превратился в аморальную,
внутренне разложившуюся
корпорацию. Храмовники
не подчинялись городским властям и
издевались над порядками и обычаями
страны, где стремились образовать
нечто вроде государства в
государстве. В свободное время
тамплиеры разгульно веселились,
окружая при этом свои сборища
глубокой тайной. Кроме того, они
исповедовались лишь у орденских
капелланов и не допускали
посторонних на свои церемонии. Из-за этой
таинственности поползли слухи, что
не только гнусными оргиями и
непристойными маскарадами
развлекаются тамплиеры во время
своих частых попоек. Говорили, будто
рыцари Храма давно впали в ересь,
заразившись ею на Востоке, будто они
заставляют вступающих в орден
отрекаться от Иисуса Христа и
плевать на его распятие, что они
ведут богослужения по испорченным
книгам и служат дьяволу, а не Богу. И тогда
Филипп IV Красивый решил, что пришло
время расправиться с тамплиерами.
Повод для первой атаки на орден
нашелся весьма быстро. Под
подозрение взяли проявляемый
монахами-храмовниками активный
интерес к военному делу. К чему этот
интерес, ведь тамплиеры находятся не
в Святой Земле, а в Европе? Зачем они
тогда вербуют новых воинов, строят
цитадели, укрепляют старые крепости
и покупают так много оружия и боевых
коней? Весной 1307
года по настоятельным просьбам
короля папа Климент V вызывает
Великого магистра ордена Жака де
Моле с Кипра, где тот вел подготовку к
высадке экспедиции в Сирию. Магистр в
сопровождении блестящей свиты из 60
рыцарей, легкой кавалерии и
чернокожих рабов прибыл во Францию. Свидание
состоялось в Пуатье. Филипп IV стал
жаловаться папе на орден. Моле
оправдывался и уверял, что все
обвинения продиктованы злобой и
завистью. Магистр потребовал, чтобы
папа сам в качестве верховного
арбитра рассмотрел дело и вынес свое
решение. Климент V, стараясь всеми
силами добиться компромисса, все же
заявил, что не пойдет на серьезные
уступки французскому королю. Оправившись
от столь неприятного сюрприза,
Филипп решил действовать при помощи
святой инквизиции помимо папы, но
таким образом, чтобы постепенно
втянуть в дело и его, хотя бы и против
собственной воли. Святая инквизиция
не стала упорствовать, и после ряда
консультаций с королем главный
инквизитор Гийом Имбер возбудил дело
против отдельных храмовников. Вероятно,
заплечных дел мастера вырвали у них
достаточно «чистосердечных
признаний», чтобы король в ночь на 13
октября 1307 года арестовал всех
тамплиеров, находившихся на
территории Франции. Монахам-воинам
предстояло держать ответ перед
инквизиционным трибуналом в
качестве «свидетелей». Одновременно
правительство конфисковало все
земли рыцарей Храма. Однако
незадолго до начала арестов Жак де
Моле успел сжечь многие документы и
рукописи ордена. Во все орденские
дома во Франции великий магистр
направил письма, в которых приказал
не сообщать даже минимальной
информации об обычаях и ритуалах
тамплиеров. Есть сведения, что в одну
из ночей перед волной арестов
сокровища ордена были вывезены из
Парижа и доставлены в порт Ла Рошель,
где погружены на 18 галер, отбывших в
неизвестном направлении. После того,
как в замок Тампль ворвался отряд
королевских стражников во главе с
Гийомом де Ногаре и арестовал
великого магистра и 1250 храмовников,
под стенами орденской резиденции
началось своего рода разнузданное
празднество. Толпы парижан, желая
отомстить тамплиерам за их суровость
и спесь, сбежались к замку. Из
погребов выкатили бочки, и вино
потекло рекой. Кухни разграбили. Всю
ночь народ пировал при свете факелов.
Утром, несмотря на дождь, люди все еще
теснились вокруг костров,
разведенных под открытым небом.
Пьяницы храпели на голой земле,
публичные девки, надев на себя белые
рыцарские плащи, отплясывали
непристойные танцы, а увешанные
серьгами цыганки били в тамбурины. В
огонь летели вязанки хвороста, а
вокруг бесновались пьяные хороводы. Арестованные
тамплиеры предстали перед судом.
Многих пытали. При этом добивались
странных признаний. Но выдвинутые
обвинения были еще чудовищнее. Им
инкриминировали то, что они
поклонялись дьяволу по имени Бафомет.
Против этих воинов христовых,
сражавшихся и умиравших в Палестине
во имя Христа, выдвигались обвинения
в том, что они убивали детей,
принуждали женщин к абортам, что они
отказались от Господа, попирали
крест ногами и плевали на него…
Предъявлялись также
много других, порой совершенно
бредовых обвинений. 136
тамплиеров под страшными пытками
дали нужные показания. Великому
магистру раздробили обе ноги,
отдавили пальцы рук, грудь прижгли
раскаленным железом, а потом
вздернули на дыбу. Расследования,
допросы и процессы по поводу
тамплиеров длились долго. В 1310 году
на поле возле монастыря святого
Антония под Парижем на медленном
огне были сожжены 54 рыцаря церкви,
которые отказались от своих прежних,
хулящих орден показаний, вырванных у
них под пытками в тюремных застенках. 12 августа
1308 года кардиналы получили папскую
буллу «Творя милосердие», где
Климент V сообщал о гнусностях
иерархов ордена, которые «в
присутствии двух кардиналов
признались в совершении
чудовищных обрядов посвящения, а
также поведали о других ужасных и
позорных делах, о коих папа из стыда
желал бы умолчать». 3 апреля 1312 года
на заседании XV Вселенского Собора
Климент V огласил буллу «Глас
вопиющего», согласно которой орден
тамплиеров был распущен. В марте 1314
года перед собором предстали Великий
магистр Жак де Моле и приор Нормандии
Жоффруа де Шарне. И здесь вроде бы
сломленный морально и физически
Великий магистр неожиданно громким,
громовым голосом, так, чтобы слышал
народ, произносит: —
Справедливость требует, чтобы в этот
ужасный день, в последние минуты моей
жизни я разоблачил всю низость лжи и
дал восторжествовать истине. Итак,
заявляю перед лицом Земли и Неба,
утверждаю, хотя и к вечному моему
стыду: я действительно совершил
величайшее преступление, но
заключается оно в том, что я признал
себя виновным в злодеяниях, которые с
таким вероломством приписывают
нашему ордену. Я говорю, и говорить
это вынуждает меня истина: орден
невиновен; если я и утверждал
обратное, то только для прекращения
чрезмерных страданий, вызванных
пыткой, и умилостивления тех, кто
заставлял меня все это терпеть. Я
знаю, каким мучениям подвергли
рыцарей, имевших мужество отказаться
от своих признаний, но ужасное
зрелище, которое мы сейчас видим, не
может заставить меня подтвердить
новой ложью старую ложь. Жизнь,
предлагаемая мне на этих условиях,
столь жалка, что я добровольно
отказываюсь от сделки… Королевский
сержант затыкает ему рот и
сталкивает с помоста. Молчавший до
того Жоффруа де Шарне успевает
крикнуть: — Мы
рыцари Христа, устав наш святой,
справедливый и католический… Началась
свалка… 18 марта 1314
года Жака де Моле и приора Нормандии
в бумажных колпаках еретиков сожгли
на Еврейском острове, что напротив
королевского дворца. В последний
момент над любопытствующей толпой
пронесся голос Великого магистра: — Папа
Климент! Король Филипп! Не пройдет и
года, как я призову вас на суд Божий. Задыхаясь
в языках пламени, Жак де Моле предал
анафеме папу, короля, Ногаре и все их
потомство на вечные времена,
предрекая, что оно будет унесено
великим смерчем и развеяно по ветру. Здесь-то и
начинается самое загадочное. Через
две недели от кровавого поноса в
ужасных судорогах папа Климент V
почил в бозе. В ноябре того же года от
неизвестной болезни скончался
Филипп Красивый. Почти сразу же за
ним умирает верный соратник короля
де’ Ногаре. Судьбу
Филиппа разделили и три его сына,
которых в народе окрестили «проклятыми
королями». На протяжении 14 лет (1314—1328
гг.) они погибли один за другим при
загадочных обстоятельствах, не
оставив потомства. Со смертью Карла VI,
последнего из них, династия
Капетингов прервалась. Как ни
странно, но и это еще далеко не все.
Уже на первых представителей новой
династии Валуа, родственной
Капетингам, посыпались неслыханные
бедствия. Началась широко известная
Столетняя война (1337—1453 гг.). В ходе
этой войны один из Валуа, Иоанн
Добрый, умер в плену у англичан,
другой, Карл V, сошел с ума. Крупнейшее
из крестьянских восстаний получило
название «Жакерия» — не по имени ли
Жака де’ Моле? Валуа, как
и Капетинги, кончили полным
вырождением, при этом все последние
представители династии погибли
насильственной смертью: Генрих II
(1547—1559) убит на турнире, Франциск II
(1559—1560) умер от усердного лечения,
Карл IX (1560—1574) отравлен, Генрих III
(1574—1589) зарезан фанатиком. И Бурбоны,
сменившие Валуа в конце XVI века,
продолжали испытывать на себе
проклятие Жака де’ Моле: основатель
династии Генрих IV пал от ножа убийцы,
последний ее представитель при «старом
порядке» Людовик XVI погиб на эшафоте
в ходе революции. Любопытная деталь:
перед казнью этот король был заточен
в Тампльской башне, некогда бывшей
твердыней тамплиеров. По словам
современников, после того, как короля
обезглавили на эшафоте, какой-то
мужчина прыгнул на помост, окунул
руку в кровь мертвого монарха и
показал ее толпе, громко крикнув: — Жак де’
Моле, ты отмщен! Не меньшие
бедствия постигли и «проклятых» пап.
Едва кончилось «авиньонское
пленение», — началась «схизма»: двое,
а то и трое пап, избранных
одновременно, в течение почти всего XV
века предавали анафеме друг друга. Не
успела закончиться «схизма»,
началась Реформация: сначала Ян Гус,
потом Лютер, Цвингли и Кальвин свели
на «нет» влияние «апостольских
наместников» в центральной Европе, а
Великая Революция 1789—1799 годов
вырвала из-под власти пап и Францию. Следует
отметить, что еще на заре своей
деятельности орден в глазах
современников виделся как некий
мистический институт. Рыцарей Храма
подозревали в волшебстве, колдовстве
и алхимии. Считалось, что тамплиеры
связаны с темными силами. В 1208 году
папа Иннокентий III призывал
храмовников к порядку по причине их «нехристианских
действ» и «заклинания духов». Кроме
того, легенды утверждают, что
тамплиеры были весьма искусны в
изготовлении сильнодействующих ядов. Тамплиеры
были истреблены лишь во Франции.
Английский король Эдуард II отправил
рыцарей Храма в монастыри, чтобы они
искупили свои грехи. Шотландия даже
предоставила убежище тамплиерам из
Англии и, возможно, Франции.
Германские храмовники после
роспуска ордена перешли в состав
Тевтонского ордена. В Португалии
рыцари Храма были оправданы судом и в
1318 году изменили свое название, став
рыцарями Христа. Под таким названием
орден сохранился до XVI века. Корабли
ордена плавали под восьмиконечными
тамплиерскими крестами. Под этими же
флагами пересекли Атлантический
океан каравеллы Христофора Колумба. Многие
масонские организации
позаимствовали свои ритуалы у
рыцарей Храма и рассматривали себя в
качестве стражей «тайны тамплиеров». В
настоящее время на Западе действует
три неотамплиерских ордена. Самое
широкое распространение орден
рыцарей Храма получил в США, где уже к
концу 1930 года было 1716 комтурств,
насчитывавших 434 тысяч членов. Такова
мрачноватая история ордена бедного
рыцарства Христова и Храма
Соломонова и самая загадочная ее
страница — проклятие Великого
магистра Жака де’ Моле. Editor-in-chief Dr Alexander
Bogdanchikov. The Incredible World international
magazine Co.Ltd. |